Я зацеплюсь за эту жизнь!
Широкому
зрительскому кругу имя Валерия Яременко мало известно, хотя этот
серьезный, глубокий артист чрезвычайно востребован в театре, и
многие его коллеги, обладающие гораздо большей популярностью,
могут только мечтать о тех ролях, которые им уже сыграны
(Смердяков в спектакле «Завтра суд - Братья Карамазовы»,
Мизинчиков в «Фоме Опискине», Кречинский в «Свадьбе
Кречинского», Стенли в постановке «В пространстве Теннеси У»).
Наибольший резонанс у публики вызвали его работы в музыкальных
постановках («Иисус Христос – суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари»,
«Бу-ра-ти-но!»), что легко объясняется прекрасными вокальными
данными и пластичностью Валерия. Но сам Яременко считает себя в
первую очередь актером драматическим. Актером, которому тесно в
одном жанре, в одном формате, в одном амплуа. И который готов
доказывать снова и снова, что он может быть разным, что у него
есть для этого и необходимое мастерство, и требуемый опыт.
Валерий, вы родились и выросли в Севастополе. Никогда не хотели
связать свою жизнь с морем?
Отчасти я выполнил свое морское
предназначение: служил в ансамбле песни и пляски Черноморского
флота. А поступать в мореходное училище я никогда не хотел.
Потому что с детства знал, что буду артистом или певцом. Поэтому
после десятого класса поступил в Днепропетровское театральное
училище.
Откуда после первого курса попали в армию - в вышеупомянутый
ансамбль песни и пляски Черноморского флота. Что в большей
степени это было для вас – служба или творчество?
С одной стороны, именно
воинская служба, когда ты как мужчина выполняешь свой
гражданский, социальный долг, а с другой стороны, возможность
заниматься с педагогами и выходить на сцену. И те навыки и
знания, которые я получил в ансамбле, до сих пор остаются для
меня базисом. Это просто кладезь двух лет обучения, за что по
нашим временам нужно платить серьезные деньги. Такая хоровая
история дала мне очень многое – умение слушать партнера и не
выпячиваться вперед, как делают очень многие актеры на сцене.
Если бы не было ансамбля Черноморского флота, то и я мог бы
превратился в солистку-обезьянку, которая забывает обо всем на
свете и лишь одну себя выпячивает на передний план.
Наверное, этот опыт придал вам дополнительную уверенность,
когда вы решили продолжить свое театральное обучение уже в
Москве.
Да, безусловно, столь серьезная
подготовка не могла не сказаться. И я успешно поступил в ГИТИС
на курс Бориса Гавриловича Голубовского – на режиссерский
факультет, в актерскую группу. И счастлив, что выбрал именно
совместное обучение, а не чисто актерское, потому что знание
режиссуры иногда помогает мне самому выстроить роль. Ведь
режиссеров, которые могут тебе предложить весь рисунок роли, не
так много. А нас еще Виталий Иннокентьевич Ковалевский, педагог
Днепропетровского училища, развивал через режиссуру. Мы даже
сдавали экспликацию по роли, которую играли. Он нас заставлял
думать. И ты только с возрастом понимаешь, что человек – это в
первую очередь голова. Все остальное прилагается к ней. Если у
тебя в голове есть идея, ты ее осуществляешь. Если же у тебя в
голове полный раскардаш, то у кого-то побеждает тело, у кого-то
импульс или эмоция. И люди, которые это осознают, умеют думать,
включают голову, часто побеждают самых талантливых, которые не
понимают, что именно и почему они делают.
С момента окончания ГИТИСа и вплоть до сегодняшнего дня вы
работаете в одном государственном театре – театре имени
Моссовета. Были у вас за эти двадцать лет периоды разочарования
этим коллективом, ощущение недооцененности им вашего
художественного потенциала?
Когда-то я играл здесь в
массовке, и как любой другой молодой приходящий актер – если он
не раскручен телевидением и еще не имеет своего лица - был
театральным пушечным мясом. Конечно, у меня и кризис был, я даже
уходил из театра. Был период, когда я задумывался: «А стоит ли
мне вообще заниматься этим делом?» Я все это проходил. И ничего
плохого по поводу своей театральной жизни сказать не могу. Тем
более, что сейчас, в эпоху коммерческого рынка, я могу совмещать
успешную государственную службу с антрепризой и ведением
каких-то мероприятий, приносящих мне гораздо больший доход, чем
работа в стационарном театре.
Но на родной сцене сейчас
репетируете что-то новое?
Да, видите, у меня под
столом ролики лежат? Я учусь кататься на них, чтобы выйти на
сцену в премьере Юрия Еремина по пьесе Гольдони. Спектакль пока
называется «Хитроумная вдова». И вот я одеваю ролики и, когда
есть свободное время, еду заниматься в фитнесс-клуб. Пытаюсь
себя немного омолодить. Для меня занятия фитнессом - это
преодоление старческого актерского маразма.
Вы кокетничаете!
Нет, просто я вижу актеров
моего возраста, которые ничего не делают для того, чтобы
поддержать свою спортивную форму. В силу своей раскрутки они
обманывают зрителей и не отказываются от ролей, где им нужно
быть скромнее в этом плане. Вот в спектакле у Еремина в основном
занята одна молодежь. По сюжету они все - претенденты на
прекрасную Розалину, которую играет Лиля Волкова. Некоторые из
них мне в дети годятся, а я должен с ними соперничать,
доказывать, что примерно их возраста. Поэтому для меня занятия в
фитнесс-клубе - серьезная возможность не набрать лишнего веса,
чуть-чуть подкачать мышцы. Тем более что у меня так пошло, что
во многих спектаклях приходится раздеваться. Пусть не догола,
как в «Ladie's night», но все равно…
А вы случайно не
страдаете эксгибиционизмом?
Ну, если бы я родился с
косой саженью в плечах, этаким Тарзаном, то наверное, я бы
больше красовался, чем красуюсь на сегодняшний день. Эстетически
я понимаю, как надо повернуться и встать, чтобы скрыть
недостатки, которые есть. И как правильно подать себя в
контексте того персонажа, которого играю. Это уже не
эксгибиционизм. Эту стадию я прошел в юности. А сейчас это
называется геометрия. Потому что правильно прочертить
пространство, правильно себя в нем разместить - в том ракурсе,
который необходим для моего персонажа - я это интуитивно
чувствую. Как нужно встать перед зрителем, чтобы быть либо
относительно страшным, либо наоборот, относительно красивым.
А как вы относитесь к тому, что некоторые актеры или актрисы
искусственно стараются задержаться в определенном амплуа, не
соизмеряя его со своими возрастными и внешними данными?
Когда стареющие артистки
играют Джульетту, это смотрится пошло и вызывает жалость по
отношению к этим молодящимся женщинам. Надо вовремя уходить – не
из театра, а от таких ролей. Грета Гарбо навсегда останется
загадкой и неизведанной звездой, потому что это понимала. А у
нас есть очень старые артистки, которые заполняют собой эфир, и
ты, глядя на нее, думаешь: «Как эта могильная плита может делать
такие кренделя ножками? Неужели она не понимает, что это
смешно?» И вся страна подсаживается на этот дебилизм, и даже ты
находишь в нем какую-то прелесть. Мне иногда кажется, что нас
всех обкурили и дали возможность посмотреть телевизор. И ты
смотришь и думаешь: «Вот это существо поет. И ему все
аплодируют». Или один и тот же человек на экране доказывает
всем, что он секс-символ. Раньше у меня сознание просто
разрывалось от мыслей: «Как же так? Этого не может быть! Это
просто страна дураков!» Но это ведь тоже своего рода талант –
быть никем, но создать некую иллюзию, голограмму.
Если говорить об иллюзиях…
Вы в своей работе сами себе создавали их когда-нибудь?
Да, например, когда я
приступал к работе над Квазимодо из «Нотр-Дам де Пари», то
фантазировал: «Вероятно, я стану русским Гару! Все СМИ начнут об
этом говорить, и я получу пропуск в большие проекты - с
серьезными людьми и настоящими гонорарами». И весь мой карточный
домик рассыпался перед премьерой, когда мне сказали, что петь
будет другой человек. Я показался себе марионеткой в руках
невидимого кукловода, который меня держит в запасе. Я вообще
себя иногда немножко штрафником ощущаю.
И как спасаетесь от этого
горького ощущения?
Раньше я мучился и думал:
«В чем мой прокол? Я что, хуже это делаю, чем кто-то другой?» А
потом до меня дошло: «Меня, наверное, берегут для чего-то
большего!» Я сейчас шучу, но ведь иначе можно сойти с ума. И в
силу того, что я - человек, цепляющийся за жизнь, я стал многое
анализировать и находить даже в негативе свою прелесть: я могу
свободно идти по улице, не пряча лицо. И я не стал голограммой.
Хотя, безусловно, есть достойные люди, которые умеют совмещать
гламурность и свой талант. Я в детстве всегда задавал себе
вопросы: «А что будет если…?» И рассматривал разные варианты:
если я окажусь в автобусе, который падает с моста в реку. Или
попаду один на необитаемый остров. И я выстраивал себе систему
выживания не только в физическом плане, но и в ментальном. И у
меня получалось. Поэтому если я окажусь на необитаемом острове –
не реальном, а изолированном от социума - и меня по какой-то
причине отодвинут, закроют все двери передо мной, я все равно
выживу. Я найду себя в другом. Я зацеплюсь за эту жизнь. А если
в жизни есть любовь, тогда вообще не существует никаких проблем.
Любящий человек вдохнет в тебя такие силы, что ты всегда сможешь
победить и выстоять.
А вы
когда-нибудь испытывали любовь подобную той, что испытывал ваш
Квазимодо к Эсмеральде?
Да, испытывал. Другое дело,
что в жизни я не очень Квазимодо и могу привлечь противоположный
пол. Конечно, у меня были юношеские комплексы: «Ах, она такая
красавица, я ее недостоин». Но это несоизмеримо с теми
проблемами, которые разрывали Квазимодо. И, кстати, Квазимодо
мне Бог послал именно в тот момент, когда распадался мой
собственный брак. Поэтому эта роль стала для меня спасением.
Потому что когда мужчина уходит из прошлой жизни – семейной
жизни, а не романа какого-то, - то определенный период времени
он не воспринимает других женщин, не доверяет им, не запоминает
их. Они помогают ему в физиологическом плане, но не в душевном.
Роль Квазимодо немножко растопила меня. И если бы не было моей
личной ситуации, то я не смог бы сделать этот образ таким
глубоким.
На
сегодняшний день вы заняты в трех спектаклях Виктора Шамирова
(«Трактирщица», «Ladie's night»,
«Бог»). Если не углубляться в художественные достоинства или
недостатки этих режиссерских работ, то вам близко то, что
делает Шамиров? Или это работа на сопротивление?
Мне очень нравится Шамиров
как индивидуальность. Есть вещи, которые я не воспринимаю, но
целиком он мне очень интересен. Потому что Виктор попадает
туда, куда я иногда могу и не заглянуть. Я, конечно, чувствую
любовь Вити к немножко иному типу актеров, чем я. Вот Гоше
Куценко повезло в этом отношении, потому что Витя и Гоша как
братья-близнецы, они иногда сплетаются в один творческий клубок.
И я как ребенок начинаю ревновать, хотя понимаю, что нельзя
любить всех. То обстоятельство, что я все равно нахожусь с
Шамировым в одной упряжке, мне льстит. Когда мы репетировали
«Бога», я получил настоящую школу того, как формируется
спектакль из коллективного творчества. Мы же переписали
фактически все! У нас была фабула, и мы встречались и
придумывали спектакль. Другое дело, что у меня там небольшая
роль, и я как ребенок все просил: «А мне, а мне! ..» И потом
сказал Вите: «Давай придумаем мне монолог». И придумали. И
получилась небольшая жемчужина, которой я как актер и удивляю
зрителя. Потому что даже при небольшой роли ты все равно должен
зрителя чем-то удивлять. С Шамировым можно договориться, но он
бывает иногда жестким. И здесь надо уметь подстраиваться под
человека, который является главным. Я считаю, что актер должен
либо подстраиваться, либо очень ловко обманывать. А я не люблю
конфликты. Я могу их создавать для выхода эмоций, но если
чувствую, что меня выгонят из проекта, то потерплю и помолчу. Я
в этом отношении приспособленец.
Вы активно
востребованы в театре. С кино же у вас отношения прохладные. Как
вы сами себе объясняете это обстоятельство?
Если бы у меня не было
театра, то, наверное, я бы предпринимал какие-то серьезные
усилия, стучался в какие-то двери, просил бы свести с нужными
людьми, делал портфолио и затрачивал часть энергии на то, чтобы
люди узнали о моем существовании. Но у меня много энергии уходит
на театр и музыкальные проекты. Иногда мне хочется попасть в
настоящее кино. Может, найдется режиссер, который во мне увидит
то, что ему нужно. Ведь бывают и счастливые моменты. Я до сих
пор вспоминаю период, когда снимался у Геннадия Полоки в
«Возвращении Броненосца». Сейчас Полока собирается снимать новое
кино и говорит мне: «Главных ролей у меня здесь нет». На что я
отвечаю: «Геннадий Иванович, я у вас хоть собаку, хоть листочек
кленовый – кого угодно сыграю». Потому что я с таким уважением
отношусь к нему, что готов быть любой краской в его палитре. А
про кого-то другого понимаешь, что тебя просто как тюбик
выдавили, не оставили ничего, и в результате получилась полная
ерунда.
Но результат не всегда бывает адекватен затраченным усилиям. К
тому же и зритель разный. Часто преданные поклонницы мешают
артисту оценить степень собственного мастерства.
Если вы о девочках,
выскакивающих на сцену с поцелуями, то я этим переболел еще во
времена нашего спектакля «Иисус Христос – суперзвезда». Есть
поклонницы, которые придумали себе историю обо мне и пытаются
навязать ее. В эти игры я не играю. НО: есть и другие
поклонницы, которых я ОБОЖАЮ за их деликатность, чувственность
художественного восприятия, искреннюю веру в меня – человека,
который выходит на сцену.
Беседу вела Наталия Кашина. "Театральный курьер", сентябрь 2006 г.
|