Квазимодо — роль, для которой и внешне, и внутренне я подхожу на все сто
В книге воспоминаний
Александра Ширвиндта я вычитала замечательный абзац: «Мое
поколение с молоком школьных учительниц всосало четкое
представление о том, что человечество делится на положительных и
отрицательных героев. Положительные — молчаливы, непьющи и любят
родину в любом ее качестве на данный момент. Отрицательные пьют,
меняют женщин и сомневаются в качестве родины. А если все не так
просто? А куда девать индивидуальность, характер, талант и ум?
Куда прятать Пушкина, который говорил, что он жертва Бахуса и
Венеры? И если верить его донжуанскому списку, знал более сотни
женщин?».
Это я к тому, что заслуженный артист России актер Театра
Моссовета Валерий Яременко, которого широкий зритель хорошо
знает по «Ералашу» и фильмам «Любовь слепа», «Привет от
Чарли-трубача», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...»,
а также мюзиклу «Нотр-Дамм де Пари», где Валера сыграл
Квазимодо, и рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» (партия
Иуды), — типичный положительно-отрицательный герой. В жизни, на
экране и на сцене он и женщин менял, и выпивал, и частенько
сомневался в качестве родины... При этом в свои 45 кое-чего
добился — на сцене Моссовета у него сплошь главные роли. По
телевизору, правда, мог бы мелькать почаще, но не хочет...
«ЦАРЕВ ВЫНЕС МНЕ
ВЕРДИКТ: «ПАРЕНЬ СПОСОБНЫЙ, НО ХАМОВ НА СВОЕМ КУРСЕ Я НЕ
ПОТЕРПЛЮ»
Вы — коренной севастополец, по идее ваша судьба —
море, пираты, острова сокровищ. Каким ветром вас в актеры
занесло?
Вы будете смеяться, но начинал я как матрос-певец — такова моя
воинская специальность. От службы не косил, в армию отправился
добровольно — в Ансамбль песни и пляски Черноморского флота.
Сегодня я понимаю, что сделал правильный выбор, за два года
многому научился.
Многому — это чему?
Занимался хоровым пением, а для драматического актера это
высший пилотаж. Была б на то моя воля — в обязательном порядке
ввел бы эту дисциплину в театральных вузах. Быть
выскочкой-солистом просто, куда сложнее услышать партнеров,
построить аккорд.
Почему после службы вы подались
поступать в далекую Москву, а не в родной и близкий Киев?
Вы опять будете смеяться... В Театральный институт
Карпенко-Карого я практически поступил. Мы с ансамблем приехали
в Киев давать сольный концерт в ДК «Украина», а в тот день в
магазине «Мелодия» на улице Красноармейской выбросили редчайшие
джазовые пластинки. Во времена повального дефицита найти их в
Севастополе было нереально. Чтобы выпросить увольнение, я и
насвистел руководству: дескать, решил пройти прослушивание в
Киевский театральный. Получил добро, но с условием: на
увольнительной обязательно должна стоять печать института,
удостоверяющая факт моего там пребывания.
И предстал я пред ясны очи приемной комиссии, возглавляемой Адой
Николаевной Роговцевой, во всей красе — форма, тельняшечка,
открытая белозубая улыбка, ясный и бесхитростный взгляд.
«Бескозырка белая, в полоску
воротник»?
Именно. Военная форма всегда подкупает. Вот только мы в
Севастополе рiдну мову практически не изучали, а курс набирали
украинский. С грехом пополам, коверкая слова, прокричал что есть
мочи какую-то нелепую юмореску. Комиссия расхохоталась. Я решил,
что мэтры пришли в восторг от гениальности абитуриента, а
оказалось — смеялись над произношением. Тем не менее мне
шлепнули вожделенный штамп на увольнительную и пригласили на
следующий отборочный тур. Ну а я бегом в заветный магазин
грампластинок.
По гроб жизни благодарен Ансамблю песни и пляски еще и за то,
что в нем меня избавили от комплексов и зажатости, приучили к
сцене, раскрепостили. Поэтому в Москве на экзаменах я в отличие
от других не трясся. Наоборот, был твердо уверен: не пройду в
этот вуз — пройду в следующий.
Наверняка какая-то юная морячка
провожала вас в даль неведомую со слезами на глазах?
У меня была первая любовь, которая должна была завершиться
свадьбой. Но до загса дело не дошло, мы даже не дошли до близких
отношений. Эта женщина до сих пор мне как сестра, а тогда я
писал ей письма. Кстати, она поступила в Щепкинское училище, а я
отправился по ее стопам. Посмотрев мой показ, Михаил Иванович
Царев вынес мрачный вердикт: «Парень способный, но хамов на
курсе я не потерплю».
Чем вы его задели?
Я был хоть и тихий, но при этом все-таки наглючий. На экзамене
по танцам прокрутил сложный пируэт, мэтр поинтересовался: «В
ансамбле занимались танцами?». А я эдак небрежно: «Не обращайте
внимания. Так проявляют себя мои природные данные».
Я правильно поняла, что после этой
выходки учеба в Щепкинском была завязана для вас большим бантом?
Само собой. «Щепка» громко хлопнула перед моим носом дверями,
и я отправился дальше. Поступил на режиссерский факультет ГИТИСа,
о чем ни секунды не жалею. По окончании был приглашен в Театр
Моссовета, в котором тружусь до сих пор.
Где все это время обитали?
Некоторое время в общежитии.
Затем переехали к женщине?
Это было бы слишком просто. Я пошел работать дворником. Тогда
московские дворы мели лучшие люди: ребята из архитектурного
института, художники, журналисты, актеры, режиссеры... Вы даже
не представляете, как интересно мы жили! Я убирал участок на
Сретенке, рядом, в Головинском переулке, в доме постройки XIX
века, мне выделили шикарную двухкомнатную квартиру.
Это ж за какие заслуги? Взятку, что
ли, в райадминистрации дали?
Боже упаси! На высокую должность дворника я попал по протекции
однокурсника. Работа давала стопроцентную уверенность в себе, в
том, что я самостоятельный мужик. Дошло до того, что, даже
трудясь в Академическом театре Моссовета, я не оставлял родную
метлу и милые сердцу грабли.
«УЕЗЖАЯ НА СЪЕМКИ, ДВОРНИЦКУЮ МЕТЛУ Я ОТДАВАЛ СОСЕДКЕ»
Жильцы вас
любили?
Еще и как. Помню, меня утвердили в главной роли в фильме
«Поражение» по роману Даниила Гранина «Иду на грозу». Эта
кинокартина, где мы снимались вместе с Олей Кабо и покойным ныне
Женей Дворжецким, была потом очень популярна. Так вот, уезжая на
съемки, я честно выдавал соседке — татарке Розе — деньги, чтобы
она тщательно убирала мой участок. Когда фильм вышел на экраны,
жильцы стали интересоваться: «Что за актер там снялся? Вылитый
наш дворник!». Я объяснял: «Подметаю, понимаешь, улицу, рядом
останавливается мосфильмовская машина. Оттуда выходит главный
режиссер, смотрит на меня и хвалит: «Как хорошо ты метешь! А в
кино хочешь сняться?». Я, не задумываясь, передаю метлу Розе и
подаюсь в артисты». (Смеется). Мне верили, потому что
никто даже предположить не мог, что в свободное от борьбы с
мусором время я тружусь в театре.
Наверняка жильцы понимали, что молодому организму
необходимы витамины, и подкармливали чем-то вкусненьким?
Всякое было... Но на изголодавшегося доходягу я явно не тянул.
Как дворник получал 180 рублей плюс театральная ставка — 100.
Состоятельный человек! Но всему хорошему приходит конец. Меня
плотно заняли в репертуаре театра, поэтому со Сретенкой пришлось
расстаться.
Судя по всему, человек вы трудолюбивый, никакой
работы не гнушаетесь.
Наоборот, получаю от нагрузок колоссальное удовольствие — с
детства к ним приучен. Отец — он у меня моряк — был постоянно в
рейсе, мама с двумя пацанами одна на хозяйстве. Мы с братом рано
усвоили: ежели в доме два мужика, негоже маме одной мыть посуду,
убирать, по магазинам ходить. Кроме того, к нам на дом приходили
преподаватели, учили игре на аккордеоне. А вот спортом я долгое
время совершенно не занимался.
Толстеньким были?
Натуральным «жиромясокомбинатом». Сверстники меня дразнили
нещадно. Я ведь из категории гадких утят — правда, и сегодня до
прекрасного лебедя мне еще далеко. Зато как никто другой знаю:
стоит ненадолго расслабиться — тут же обзаведешься большим
животом, перестанешь котироваться как актер. Ни ролей в театре,
ни приглашений в кино. Останусь разве что с партией Иуды в
рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», которую исполняю уже 15
лет...
Вы и в мюзикле «Нотр-Дам де Пари», помнится, не последнюю
роль сыграли...
Да, я там был Квазимодо. Правда, страна знает в этом качестве
исключительно Славу Петкуна. Он был фаворитом, его пиарили, а мы
с Ведерниковым (еще одним исполнителем роли Квазимодо)
оставались за кадром.
Не обидно?
Я человек мстительный. Но когда меня отодвигают, не пытаюсь с
пеной у рта доказывать, что я лучше. Просто выхожу на площадку и
делаю так, чтобы зрители сравнили и за голову схватились: «Где
справедливость?». Правда, в случае с Петкуном не применимы
категории «лучше-хуже». Просто он себя по-иному позиционирует.
Что касается меня... Это одна из немногих ролей, на которую я и
внешне, и внутренне подхожу на все сто, а тембр моего голоса
точно попадал в душу зрителя.
Как Петкун уживается с товарищами по цеху?
— Ничего плохого про Славу сказать не могу. Мы общались в одной
гримерке, иногда пересекались на тусовках — в своем формате он
занимает достойное место. Другое дело, что Петкун — не актер, у
него нет соответствующей школы, ему сложно выходить на сцену, а
для меня это не проблема. Вообще, сочетать драматическое
искусство и вокал дано не каждому, хотя сейчас поют чуть ли не
все подряд: главное — оголи живот, выйди в трусах на сцену и
плати грошi. Мне приятно сознавать, что я никому не должен
кланяться: все-таки пою по нотам, а не с голоса, как коллеги. Не
подумайте, что хвастаю, — просто умею это делать.
«РАДИ МОСКОВСКОЙ ПРОПИСКИ Я ОФОРМИЛ
ФИКТИВНЫЙ БРАК»
Что это мы все о театрах да о мюзиклах? Вы ведь и в фильмах
часто снимаетесь.
Давайте смотреть правде в глаза: на экранах моя скромная
персона мелькает куда реже, чем хотелось бы. Но так уж
сложилось: в проходной сериал ради прокорма не пойду. Нормальные
деньги могу заработать другим способом. У меня налаженный
бизнес: провожу всевозможные корпоративные вечеринки, и не из
разряда шалтай-болтай — исключительно на государственном уровне,
с достойными, интересными людьми. К примеру, недавно вел
мероприятие в Манеже, куда из Парижа привезли балет «Мулен Руж».
Выступали Валерий Меладзе, Сергей Пенкин, Кристина Орбакайте. А
организовал все это я с моей любимой девушкой.
Я так поняла, что вы не единожды были женаты?
Трижды. Хотя первый раз не считается. Для того чтобы остаться
в Москве, нужна была прописка. Вот и оформил фиктивный брак.
Кстати, ничего, что я сейчас об этом рассказываю, меня
постфактум не посадят? В советские времена такие вещи были
сурово наказуемы. Словом, друзья предложили мне взаимовыгодный
вариант, и мы с милейшей женщиной, с которой до сих пор остаемся
друзьями, отправились в загс.
А ей-то зачем все это было нужно?
Не могу выдавать тайны другого человека. Была деликатная
договоренность, не требующая никаких вложений. Мы с ней даже
поделили деньги за обручальные кольца, полученные в качестве
компенсации. Зато во втором браке уже я, москвич, помог с
пропиской актрисе Ирине Чериченко. До нашего знакомства видел ее
в фильме «Завтра была война» по Борису Васильеву, где она играла
Искру Полякову. Она, кстати, была близкой подругой моей девушки.
Интересно, а как та отнеслась к вашему поступку?
По достоинству оценила мое благородство. Кто же знал, что за
те 20 дней, что оформлялись документы, я влюблюсь по уши в свою
будущую фиктивную супругу? Когда понял, что попал, сказал ей:
«Давай поживем вместе и посмотрим, что из всей этой затеи
получится». Она не возражала, поскольку и сама не заметила, как
втюрилась. А я стал другим человеком — глаза горели, играл
по-новому. По земле не ходил — летал. Тогда и предложил Ире
совсем уж немыслимый, как для себя, вариант: «А давай нашу
первую брачную ночь проведем после свадьбы!». Сказано — сделано.
Выходит, ваша супруга отбила вас у своей же подруги?
К тому времени наши отношения исчерпали себя, так что
расстались без проблем.
Изначально наш брак с Ириной основывался на игре, а в настоящей
семейной жизни получил счастливое продолжение. Мы отлично
прожили три года, потом расстались.
Третий брак был уже серьезным поступком, хотя я вновь женился на
актрисе. Вместе мы репетировали шекспировскую трагедию «Ричард
III». Я был король, она — королева. Девушку звали Елена
Кравченко. Мы, уже будучи разведенными с ней, снимались у вас в
Киеве в фильме «Любовь слепа» — на площадке ни разу не
пересеклись.
Вместе вы долго прожили?
Восемь лет. Зато теперь я уверен — на актрисе больше ни за что
не женюсь. Моя сегодняшняя любимая женщина не актриса, хотя
имеет творческую профессию — устроитель всевозможных элитных
мероприятий. Мы давно знакомы, а вот серьезная любовь зародилась
недавно.
И вы опять собираетесь жениться?
Время покажет. Масса людей живут в гражданском браке и вполне
счастливы, а можно оформить отношения, но при этом быть
бесчувственным, опустошенным, мертвым. Я предпочитаю быть живым,
вибрировать, чувствовать. С удовольствием хожу в походы,
неделями не бреюсь, сплю на земле, варю в котелке похлебку.
Вам, как не очень задействованному в кино актеру, на жизнь
хватает?
Москва — безумно дорогой город, там нужно иметь связи, чтобы
знать, где и когда действуют различные скидки. Мы живем в
богатой стране, но живем кастово. Кто-то в день тратит миллион,
а кто-то стреляет сотенную до зарплаты. Меня тошнит от глянцевых
журналов, в которых толстосумы выставляют напоказ, за сколько
тысяч они купили себе часы, жене — шубу, а любовнице —
драгоценности. Это неуважение к настоящим трудягам, которых
превратили в рабов.
«В СПЕКТАКЛЕ МЫ ВЧЕТВЕРОМ МУЖСКОЙ
СТРИПТИЗ ПОКАЗЫВАЕМ»
Меньше всего в этой жизни мне хочется быть парикмахером
Сергеем Зверевым, у которого прикид от кутюр. Лучше уж быть
Зверем Сергеевым. (Смеется).
Помнится, в сериале «Бальзаковский возраст» вы бегали по
гостиничному номеру в кожаных трусах, с плеткой и в наморднике?
Сами-то жестким сексом хоть раз в жизни занимались?
А что, про это тоже надо?
Надо идти до конца.
С возрастом, когда в голове прокручивается кинолента из
собственного опыта, понимаешь: уходить в голый секс скучно и
неинтересно. Если это дело не обрамлено неким романтическим
увлечением, то напоминает радость павиана, не более. А вот если
занятие любовью подключено к голове, получается звездное небо:
попробуйте объяснить, какая звездочка лучше. Хочется и к тому
созвездию прикоснуться, и к этому.
Тем не менее фильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...»
мне здорово помог. Объясню, в чем. Режиссер картины увидел меня
в скандальном спектакле Виктора Шамирова «Lady’s Night», где
Марат Башаров, Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов и я догола
раздеваемся.
Совсем догола?
Полностью. Причинные места стыдливо руками прикрываем. Мы,
кстати, этот спектакль у вас в Киеве на сцене Академического
театра Ивана Франко показывали. Зритель пришел важный,
изысканный, в театре разбирающийся, а тут мы нагишом. Вначале
нас приняли крайне холодно. Мы поняли: провал. Но к концу
спектакля народ расшевелился, расхохотался. А вот в Одессе нас
сразу раскусили, полюбили и отлично, с юмором принимали от
первой до последней минуты. Но я отвлекся...
Человек, который раздевается в театре и в кино, должен выглядеть
соответственно. Когда мне предложили роль в «Бальзаковском
возрасте», уговора, что сниматься буду в стрингах, не было. Я
согласился. Ну а дальше... Там есть юмор, а значит, ситуация не
пошлая. Но когда я пришел на озвучку и увидел себя на экране
голым, ахнул от ужаса. Эти булочки по бокам, этот пивной
животик, эта попа!!!
Раньше специально для спектакля «Lady’s Night» регулярно посещал
фитнесс-клуб. Затем договор с заведением закончился, а я —
человек, склонный к полноте... Правда, для моего персонажа —
префекта, которого разводят главные героини, — это была
замечательная фактура. Здесь же снимался Тарзан. Его герой по
контрасту — недалекий, но накачанный маляр, а мой — мужчина,
нормально функционирующий, но, увы, не Тарзан. Когда я увидел
свое большое тело, это подействовало, как ледяной душ. Уже на
следующее утро я явился в фитнесс-клуб и сказал инструктору:
«Мне нужна фигура танцовщика, чтобы не стыдно было раздеться».
Стараетесь придерживаться здорового образа жизни?
Конечно. Сегодня многие талантливые актеры умирают, едва
перешагнув 40-летний рубеж. И лишь небольшая часть из них
сгорает на работе — остальных на тот свет отправляет алкоголь.
Кроме того, нам нужно всерьез опасаться вашего брата, папарацци.
Журналистам в кайф сфотографировать человека в тот момент, когда
он, грубо говоря, превращается в животное. Хотя понимаю — это
ваша работа.
Никогда не забуду, как ужасно выглядела уже немолодая Лидия
Федосеева-Шукшина, которую объектив поймал на пляже в не совсем
удачной позе — поправляющей купальник. Поэтому в общественных
местах стараюсь не попадать в кадр, особенно если немного выпью.
Была масса историй, когда публиковали безобразные фото артиста
Яременко. Самое интересное, что сняты они были в тот момент,
когда я был совершенно трезв.
Вы уже приобрели в Москве свое жилье?
Да. Но оставил его своей последней супруге. Ушел, как должен
уйти нормальный мужик. Сейчас снимаю квартирку рядом с театром.
Она малюсенькая, но я ее обожаю. Жаль, выкупить не могу,
поскольку это мастерская художника. Она полностью благоустроена
и весьма богемна. Я сам ее оформил, используя подручные
средства. Проще говоря, задрапировал — обил тканями, среди
которых главенствует ситец. Кто-то из друзей называет ее шатром,
кто-то — аквариумом. Я спокойно могу жить в квартире любимой
девушки. Могу, но не хочу, поскольку счастлив в своем маленьком
пространстве. А ведь часто бывает с точностью до наоборот —
живет человек в пятикомнатных хоромах, а чувствует себя грустно
и одиноко.
В Театре Моссовета у вас большая нагрузка?
Да. Главные роли в «Трамвае «Желание», мюзикле «Буратино». С
1991 года пою в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда». Иисусы
меняются, а я — вечный Иуда. Сейчас репетируем «Хитрую вдову»,
где у меня главная роль, причем на роликовых коньках, поэтому
учусь кататься. Поскольку мой герой — чрезвычайно темпераментный
итальянец, я в свои 45 должен ему соответствовать, становиться
таким же резвым, вертким, быстрым. Так что совершенствуюсь,
расту над собой. И пока, знаете ли, собой доволен.
Беседу вела Ольга Кунгурцева. Еженедельник светской хроники "Бульвар Гордона" № 01 (89) от 02 января 2007 год.
|