Актерские байки
В родном Севастополе театрального
училища не было, и Валерий Яременко уехал в Днепропетровск.
После первого курса отправился служить в Ансам6пь песни и пляски
Черноморского флота, а потом поехал поступать в Москву, в ГИТИС.
Конкурс был огромный. На экзамене, уже около полуночи, читал
отрывок из «Мастера и Маргариты» - меню ресторана «Грибоедов»:
«Стерлядь кусочками, переложенными свежей икрой, яйца-кокотт с
шампиньонами, филейчики из дроздов с трюфелями...» И вдруг Борис
Голубовскuй как закричит: «Что вы делаете!?» У Яременко внутри
все оборвалось - не возьмут! Борис Гаврилович продолжил: «Мы
здесь с десяти утра, а вы так вкусно читаете!» Окончив ГИТИС,
Валерий пришел в Театр им. Моссовета, бегал в массовках, играл
пса в «Кошке, которая гуляла сама по себе. Звёздный час настал,
когда он сыграл и спел Иуду в рок-опере «Иисус Христос -
суперзвезда». Валерий Ярёменко в Театре им. Моссовета 20 лет, в
текущем репертуаре занят в семи спектаклях, играет в
антрепризах, снимается в кино.
Вошел в образ.
В спектакле « Завтрак с неизвестными» я играл беглого
уголовника. Я дорожил этим спектаклем, потому что выходил на
сцену с О. Остроумовой, Л. Марковым, г. Тараторкиным, Б.
Химичевым. У меня был грим, небритость, длинные волосы,
спрятанные под шапку. Гастроли в Кишиневе, выхожу на улицу
покурить, возвращаюсь, а меня не пускают. Мне это польстило.
Охранники правильно среагировали на мою разорванную телогрейку,
видавшую виды шапку, мешки под глазами. Объясняю им, что я
артист, а меня бесцеремонно отталкивают. Хорошо, что в это время
к театру подошли наши артисты, которые подтвердили, что я их
коллега. Потом в продолжение трех гастрольных дней охранники,
встречая меня, извинялись.
Производственная травма.
В конце спектакля «Завтрак с неизвестными» вбегал милиционер и,
схватив беглого уголовника, которого играл я, за шиворот, бил
головой об стол. У нас с Сашей Бобровским был разработан трюк.
Он хватал меня слева, а я ладонью правой руки, невидимой
зрителю, бил по столу. Получался эффект удара головой. На
очередном спектакле он схватил меня справа и со всей силой
приложил об стол. Из глаз у меня посыпались искры, а щека стала
расти. На поклоны выходил с заплывшим глазом и раздувшейся, как
флюс, щекой. Две недели ходил в таком виде. Все смеялись,
дескать, мне кто-то «лицо начистил», и ведь не докажешь, что это
производственная травма.
Вот это да!
В спектакле «Рюи Блаз» я играл Дон Цезаря де Базана. Под занавес
стражники, схватив меня, спрашивали у Геннадия Короткова,
игравшего Дона Саллюстия: «Так кто убийца?» Коротков, стоя лицом
к залу, показывал на меня» «Он!» Идет спектакль. Дона Саллюстия
спрашивают: «Так кто убийца?» Коротков восклицает: «Я!»
Стражники бросают меня, хватаются за животы, отворачиваются от
зрителей и корчатся от смеха. Поскольку пьеса в стихах, первая
рифма, которая пришла мне на ум, была: «Вот это да!» Коротков
поворачивается спиной к залу и выдавливает из себя: «В смысле –
он!» Один я остался стоять лицом к зрителям, сдерживая смех, ну,
а что творилось за кулисами, это уже отдельная история.
Узелок от сглаза.
Есть такая примета: если перед выходом на сцену пришиваешь
пуговицу, нужно закусить узелок от сглазу. Спектакль «Школа
жен». Бегу я в золотом камзоле на сцену, и у меня отлетает
пуговица. Мне ее пришивают и говорят: «Закуси» узелок, а то
слова забудешь!» Я отмахиваюсь: «Это я-то забуду!?» Начинаю
играть, а в голове крутится: «не могу я забыть» - и вдруг
забываю! Одна из зрительниц что-то подсказывает. Я спрашиваю: «А
громче можно?» Зал грохнул. Она повторила громче, и я вспомнил.
Во втором акте – о, ужас! – я опять забываю слова… Тогда я
хлопаю партнера по плечу и говорю: «Пойдем, выйдем!» Мы уходим,
сцена на несколько минут пуста. За кулисами мне подсказывают. Мы
снова выходим на сцену, и я, как будто продолжая прерванный
разговор, говорю: «Так вот, мой дорогой!» Вот и не верь после
этого в театральные приметы.
Слезы.
Я играл Квазимоду в мюзикле «Нотр Дам де Пари». У каждого
исполнителя было по два наушника. Я отказался от одного, потому
что хотел слышать зал. Отыгравший передо мной артист ушел за
кулисы и, чем-то недовольный, набросился с отборной бранью на
звукооператора, который мой наушник не отключил. Я стою на сцене
и кроме ругани не слышу ничего, даже себя. Это сбивает меня, от
обиды у меня текут слезы. Пою, стараясь «пустым» ухом поймать
музыку. За кулисами звукооператор встретил меня словами: «Слезы
– это ты гениально придумал!» - но, увидев мои сжатые кулаки,
исчез и потом скрывался от меня несколько дней.
Сделал бизнес!
Со спектаклем «Кафе Превера» мы были во Франции. Суточные –
воробьиные, и я взял для продажи значки с советской символикой.
Продать удалось только два. Остальные подарил старичкам на
концерте в доме престарелых. Перед отъездом попросил разрешения
поплавать в бассейне. Нырнул – и вижу на дне франки. Потихоньку
собрал их, а когда вылез, мне стало совестно, как будто обобрал
старичков, и часть монеток я бросил обратно в бассейн. Решил
посчитать, сколько я собрал. Сунул руку в карман шорт, а он
пустой. Вот тут-то до меня и дошло, что, я нырял в шортах, все
мои деньги высыпались в бассейн. Выходит, я собирал собственные
деньги. Артисты потешались: «Валера бизнес сделал, значки
подарил, а часть денег в бассейн бросил».
Беседу вела Татьяна Петренко. Журнал "Театрал" март 2008 год.
|